Для оперативной связи с менеджером:

Церковный иконостас, монтаж, цены, заказать установку

Вряд ли возможно сегодня представить себе храм без мраморного иконостаса, хотя в древности изначально его не было. Тем не менее, он стал неотъемлемым элементом внутреннего оформления храма.

Изготовление иконостаса из мрамора. Цена от 25 500$/pcs    

Вряд ли возможно сегодня представить себе храм без мраморного иконостаса, хотя в древности изначально его не было. Тем не менее, он стал неотъемлемым элементом внутреннего оформления храма.

ИКОНОСТАС ЯВЛЯЕТСЯ ГРАНИЦЕЙ МЕЖДУ ВИДИМЫМ И НЕВИДИМЫМ МИРАМИ.

Так говорил о нем известный священник, мыслитель XX в. Павел Флоренский.

Он писал в своей книге «Иконостас», называя его видением, а также явлением святых, явлением ангелов, явлением живых свидетелей, обитающих на небе (в первую очередь Богородицы и воплотившегося Иисуса Христа), которые возвещают тайну о том, что по иную сторону плоти.


  Проекты иконостаса из мрамора

Действительно, православный иконостас в архитектуре храма занимает центральное место.

Иконостас представляет собой алтарную преграду (одновременно и декорацию), его возникновение относится приблизительно к IV веку, хотя более древней своеобразной преградой между храмом и алтарём являлась завеса. Как и большинство церковных терминов, этот термин имеет греческие корни и происходит от слова «εἰκονοστάσιον», которое, в свою очередь, состоит из слова «εικών», что значит «изображение, образ» и слова «στάσις», что буквально переводится как «место стояния». Т.е. иконостас в храме – это своего рода перегородка с иконами в виде стенки, которая отделяет пространство алтаря от наоса (основной части) восточнохристианского (православного храма). Как ни странно, термин «иконостас» / «иконостав» возник лишь в 17-м веке, а раньше его называли «Деисус» либо «деисусы». Так назывался главный, основной, ряд.

алтарная преграда (каменный иконостас) церкви Успения в Скрипу, Греция. 873-874 гг. Алтарная преграда (каменный иконостас) храма Святых Апостолов на Агоре в Афинах, конец 9-нач.11 века

Одним из мест, в которых первые римские христиане собирались для молитвы, были кубикулы (небольшие помещения с захоронениями в стенах или посредине, нечто вроде часовни). В этот ранний период преграды между храмом и алтарём могло и не быть.

Каменный иконостас, собор монастыря Великие Дечаны, Сербия 14 в. Мраморный иконостас современного храма Покрова Богородицы в Ясеневе Интерьер древнего храма Рождества Богородицы на Перыни под Великим Новгородом 13 в.

Интересно, что изначально алтарь в храме не задумывался архитекторами как замкнутое пространство, все верующие могли его созерцать. Древний прототип иконостаса, из камня сквозная преграда, не скрывала алтарь от визуального контакта, скорее наоборот, открывала его в этом смысле для взоров народа. Да и изначально в алтарь не было запрещено входить мирянам (как мужчинам, так и женщинам). 

Каменный иконостас (алтарная преграда) базилики Афентелли на о. Лесбос. Реконструкция Орландоса Монастырь Οсиос Лукас, Греция Алтарная преграда (иконостас из камня) храма св. Варвары (ныне церковь Богородицы) 11 век

Расположение алтаря несколько выше основного пространства храма обозначало высшую степень его сакральности. Древнейшая традиция располагать алтарь немного выше уровня нефа, основного пространства храма, а также расписывать его, украшать мозаикой свидетельствует о том, что открытые алтари имеют очень древнее происхождение.

Изначально иконостас (прежде всего каменный иконостас) был достаточно простой архитектурной формой.

Храм Звартноц, Армения. Алтарное пространство, западный фасад алатарной преграды

Древние алтарные преграды, были в виде каменной перегородки, решеток, которые крепили на стенки, находящиеся напротив друг друга. Сама перекладина алтарной преграды укладывалась чаще всего на колонны, которые ставили друг от друга на одном расстоянии. В пространство между колоннами вставляли либо решетки, либо цельные щиты, а пространство посередине, центральное, оставалось свободным так, чтобы можно было пройти.

Часть алтарной преграды церкви св. Никалая в пещерном монастыре Удабно в Давид Гареджа, Грузия, начало 13 в. Кафоликон монастыря Протат на Афоне, иконостас-алтарная преграда (около 961 г.)

Поэтому иконостас (каменный, мраморный чаще всего) имеет «прародителей» в виде каменных темплонов. Так называли алтарные преграды. На прямолинейную перекладину (архитрав) устанавливали отдельные иконы в ряд на досках, либо очень вытянутую в длину икону, располагающуюся на колоннах.

Каменный иконостас церкви св. Пантелеймона в Нерези, XII век Элемент мраморого иконостаса храма св. Пантелеимона в Нерези, 12 в

В Византии темплон («прообраз иконостаса», для храма алтарная преграда) очень долго был основным типом конструкции, разделяющей пространство церкви. Однако традиция ее украшения стала складываться только в после иконоборческий период (VIII-IX в.).

Иконостас из камня одноярусный

Постепенно увеличивалось количество рядов с иконами, а также количество самих икон в алтарной преграде. Тем не менее, ни в византийских храмах раннего периода, ни в древнерусских церквях (по крайней мере, до XIV в.) не строили многоуровневые иконостасы. Существовали лишь предалтарные преграды. Об этом ясно говорят и археологические раскопки (например, в древних итальянских базиликах, в храмах на Кавказе и в Греции), а также свидетельства древних авторов, таких как Евсевий Кессарийский, Павел Силенциарий, Анастасий-библиотекарь, об этом же говорят русские летописи.

Главное значение среди этих изображений имеет образ Благовещения: он сохранился в Киевской Софии (мозаика XI в.), его содержит также иконостас для храма святителя Николая на Липне под Новгородом, а также в других церквях.

По мере развития христианского искусства церковный иконостас (каменный, мраморный, иконостас из дерева), претерпевал изменения. С середины XIV века пространство между колоннами алтарной части византийских и храмов на Балканах стали заполнять иконами.

Дальнейшее развитие иконостас получил на древнерусской почве. Необходимо отметить, что древнерусские церкви строились в большинстве деревянными, в них не было настенной росписи (фресок, мозаик), поэтому желание увеличивать размеры иконостаса вполне объяснимо: в Византии изобразительное искусство достигло вершин совершенства, и древнерусские мастера также стремились к совершенствованию своего искусства. Мраморный иконостас, либо иконостас из гранита недорого увеличить было бы невозможно.

С эпохой митрополита Киприана (1390-1406 гг.) связывают появление высоких иконостасов в четыре яруса. Примечательно, что большую роль в этом сыграли древнерусские храмы с высокими алтарными преградами, изготовление которых было из дерева, а не из камня. Они получили широкое распространение в 12-13 вв.

Здесь следует назвать Псковский собор Иоанно-Предтеченского монастыря (высота около 5 метров), Успенский собор на Городке в Звенигороде (конец XIV в.). Архитекторы каменных храмов московского периода уже проектировали глухую каменную стенку (каменный иконостас) для отделения алтаря и нефа. Подобные предалтарные стенки (иконостасы) из камня известны на Руси приблизительно с XV века. Здесь следует назвать Троицкий собор Сергиевой Лавры, Успенский собор Московского Кремля, Рождественский собор Савина Сторожевского монастыря (1405 г.) и др.

Поначалу эти стенки были низкими, затем их строили все выше и выше, пока они не выросли под своды храмов. В этих стенках делали три пролета: для царских и дьяконских дверей. Та сторона, которая была обращена к народу, украшалась священными изображениями (фресками, иконами), они еще долгое время формировались в определенный изобразительный канон. Тогда и появился определенный тип многоуровневого иконостаса в храме, на промежуточных стенках стали размещать священные изображения в общепринятом строгом порядке.

В XV веке появились иконостасы из четырех ярусов, до этого были лишь из трех.

Самым старым древнерусским иконостасом из четырех ярусов, который частично сохранился до теперешнего времени, является иконостас Успенского собора в г. Владимир (около 1410 г.).

Наиболее же ранним, который сохранился целиком (и первоначальная структура, и практически все иконы), считается упомянутый выше иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (1425-1427 гг.).

Изначально этот иконостас был сомкнутым, что означает, что это была стена из икон, которые поставили на горизонтальные балки. Это очень изменяло восприятие всего внутреннего сакрального пространства церкви.

Иконостас в четыре яруса характерен для Спасо-Преображенского собора Твери (сер. XV в.), для Успенского собора Московского Кремля (не сохранился, 1481 г.), для Спасо-Преображенского собора Твери (середина XV в.), для Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 г.).

В конце XVI столетия появился пятый уровень иконостаса, который распространился повсюду, он считается классическим.

Любопытно, что кроме многоуровневых XV-XVI вв., были весьма распространены иконостасы для храмов, которые состояли только из деисусного ряда. Так, иконостасы для храмов в Великом Новгороде, согласно описи 1617 года, были в большинстве своем с тябловой конструкцией (72 из 132). Это значит, что иконы были поставлены на брусьях (тяблах). Это слово имеет также греческое происхождение от «τέμπλον» («темплон»), таким образом, они имели прототипом древние византийские темплоны. Стороны брусьев, обращенные к народу, оформляли росписью с орнаментом (тябла церкви преп. Иоанна Лествичника Кириллова Белоезерского монастыря, конец XVI нач. XVII в.), а также резьбой, позолотой (к примеру, тябла храма преп. Кирилла Белозерского его же монастыря), басманным окладом.

Из всего этого очевидно, что иконостас для храма со множеством икон окончательно укоренился в русской традиции к концу XVI века (в 4-5 рядов, а то и 6 ярусов). В Греции традиция заказать иконостас со множеством ярусов перекочевала через Афон, где ее распространили русские монахи, только у греков иконостас для храма имел чаще всего не более трех рядов.

В любом случае, был это мраморный иконостас, гранитный иконостас или деревянный, ядром, смысловым и сущностным центром иконостаса для храма любого размера является изображение Иисуса Христа в Деисисе (греч. – «в молении»). Икона Христа может писаться поясной, в полный рост, это может быть Спас Вседержитель либо Спас в Силах. Рядом со Христом по обе стороны изображаются Богородица и Иоанн Креститель, обращающиеся в молитве к Спасителю. Без Деисиса, этого молитвенного обращения ко Христу Спасителю изготовить иконостас не представляется возможным. Все остальные уровни этой внутри храмовой конструкции возникали со временем и тоже обозначали молитвенное обращение святых и ангелов к Иисусу.

Виды иконостасов можно охарактеризовать по количеству в них ярусов, начиная от трех (популярны до начала XV века). Количество рядов может доходить до семи.

В 16-17 веках на оформление внутреннего убранства в русской церкви сильно повлиял популярный в то время стиль барокко. Стремлению к пышности, богатству покорился и иконостас в храме, как ни парадоксально это звучит для христианства. В это время появились иконостасы из шести ярусов – на них писали иконы, отражающие крестный путь Христа Спасителя. Однако известны иконостасы и в семь рядов – на седьмом уровне изображали ангелов. А по правилу собора 1666-1667 гг. иконостас должен иметь крест на самом верху.

Иконостас в русском храме, изначально имел уровни, которые получили название «местный», «деисисный», впоследствии появился «праздничный» уровень, «пророческий», а также «праотеческий».

Иконостас Троицкого собора

В местном ярусе, который находится на уровне роста человека, справа от центральных врат обычно помещают икону Христа, слева – икону Богоматери. Здесь же по обычаю размещают также икону храма – святого или праздника, в честь которого освящен храм, а также – иконы архистратига Михаила и архангела Гавриила либо архидьяконов Стефана и Лаврентия (на дьяконских вратах). На царских, центральных вратах неизменно изображается Благовещение.

В Деисисном ряду, несомненно, изображается Деисис – моление (молитвенное шествие) всей Церкви ко Христу – земной и небесной, Богородицы, Иоанна Предтечи (как минимум), в русском варианте часто изображают апостолов в молитвенном предстательстве перед Иисусом Вседержителем.

Праздничный ряд, говорит сам за себя, он предполагает размещение икон главных христиански праздников, чаще всего при расширенном иконостасе для большого храма – изображения двунадесятых праздников, однако количество изображаемых праздником может варьироваться.

Пророческий ряд, несмотря на то, что содержит изображая ветхозаветных пророков, которые предрекли приход в этот мир Спасителя, Мессии, содержит изображение молящейся Богородицы (греч. – «Оранта»), через Которую и свершились все пророчества.

Праотеческий ряд также изображает праведников, которые жили задолго до новозаветных событий – здесь изображаются такие праотцы, как святые Адам, Моисей. Часто именно в этом ряду иконостаса помещают изображение Пресвятой Троицы, явившейся в виде Ангелов праотцу Аврааму.

Исходя из всего выше сказанного можно понять, что сама схема размещения икон в иконостасе имеет определенный канон, который, тем не менее, позволяет заказчику выбирать стиль и вид икон, размер конструкции исходя из духовных, эстетических предпочтений, а также материальных возможностей.

Менеджер проекта "Камень для дома Господня"
Наталья Гаркович


Все изображения:

Все наши силы, знания и опыт мы вкладываем, чтобы каждый приход, даже в далекой глубинке мог получить заказ на свое имя прямо из Китая, - без риска и проблем, связанных с организацией международной поставки прямо к вратам храма.
Хотите сделать заказ, но не знаете с чего начать?

Отправьте заявку на консультацию с Вашими пожелания. Мы с радостью Вам поможем