Для оперативной связи с менеджером:

Проект иконостаса для церкви XVI века в честь Успения Богородицы д. Новый Свержень

Церковь в честь Успения Богородицы в д. Новой Свержень (Столбцовский район, Беларусь) имеет трагическую историю. Ее судьба характерна для многих храмов Беларуси.

Иконостас для церкви – лишь часть этой длинной истории. Храм изначально был деревянным, известия о нем относятся к середине XVI века, являлся православным приходом.

В своё время вместо деревянного храма воздвигли каменное строение. В 1500 году, как говорит предание, в этом месте была явлена икона Богородицы.

Когда еще не было никакой церковной унии, в 1592 г., Николай Христофор Радзивил, владелец этой местности, сделал пожертвование Новосверженскому приходу. В конце столетия деревянное сооружение разобрали из-за ветхости.

После введения местной церковной унии с Римом 1596 года приход стал униатским. А в 1743 г. в этом небольшом селении был основан униатский монастырь и семинария. К 1819 г. в нем находилось всего 2 монаха и приходской священник. В семинарии училось не более 4 семинаристов, храм был в запущенном состоянии.

В 1833 г. семинарию и храм закрыли российские власти после польского восстания 1830-х гг., а с 1839 приход снова стал православным вместе с паствой и настоятелем.

Каменный храм не раз горел. В мае 1864 г. он обгорел снаружи, вследствие чего последовал ремонт. В связи с этим событием конце 70-х гг. XIX описывается состояние храма и впервые упоминается описание иконостаса. Он имел 17 икон различной величины, которые были расположены в один ряд. Следующий пожар, произошедший в 1890-м г., уничтожил всё внутреннее убранство каменного храма, в том числе иконостас в церкви, кроме двух спасенных из огня икон Богородицы.

Иконостас каменного храма в Н. Свержене, вероятнее всего, перестраивался несколько раз в униатский период (после 1596 г.). Сведений о том, какой был иконостас в храме до пожаров – нет.

Через 9 лет, к началу XX столетия, храм полностью восстановили, численность прихожан составляла более 3000 человек. В селении находилось двуклассное училище.

После I Мировой войны приход оказался на территории Польши, а после 1939 года – под советской богоборческой властью. Во время II Мировой войны в церкви в Новом Свержене снарядом была разрушена кровля.  В 1960-м году прихожане перекрыли кровлю, а в 1962 советская власть храм закрыла, превратив его в зернохранилище.

Только в 1989 г. церковь была отдана верующим, началась реконструкция храма. Иконостас в первоначальном виде не сохранился. Верующие пытались восстановить разрубленный в советское время иконостас. Изготовить могли только из подручных средств. Нам даже не известно, какого изначально он был вида.

Можно предположить, что до пожаров иконостас в церкви д. Новый Свержень был характерным для униатских храмов XVIII века – в стиле так называемого «виленского» или «белорусского барокко». До 1720 г. иконостасы в храмах униатов развивались параллельно с иконостасами православной традицией Речи Посполитой. В основном менялись декоративные элементы иконостасов. Сплошной иконостас униаты ставили в храмах до середины XVIII в. Один из примеров – в Жировицком монастыре (Успенский Собор).

В 1720 году прошел Замойский собор католической церкви, на нем было решено усилить католические влияния во всех сферах церковной жизни униатов. Изменения со временем претерпели и иконостасы в церкви униатов.

Каменный храм в Н. Свержене строился, перестраивался, переходил из рук в руки к униатам, православным, обновлялся, ремонтировался. Эти события происходили в эпоху, когда на этих землях господствовал стиль белорусского барокко (виленского барокко). Так, Софийский Собор в Полоцке, построенный в 12 веке, был перестроен в XVIII в., получив черты виленского барокко во внутреннем и внешнем оформлении.

Однако внутреннее убранство Софийский Собор в Полоцке – имеет уже вид, приближенный к оформлению барочных католических храмов. Собор был перестроен в 1750 г., когда постановления Замойского собора получили широкое распространение. До этого многие униатские церкви на территории Речи Посполитой (из них – большинство – бывшие православные церкви) заказывали иконостас, приближенный к православной традиции.

Очень интересным примером виленского барокко является православный иконостас церкви Свято-Духова монастыря в г. Вильнюс, которая никогда не переходила к униатам.  Его реконструировал известный архитектор, построивший большинство храмов (католических, униатских, православных) в этом стиле, Я. Х. Глаубиц.

Характерным для униатских храмов этого периода является иконостас церкви василиан (базилиан) в Подгорцах (Украина).

Церковь святого Юра (Львов), иконостас спроектировал архитектор Я. Фесингера от 1770 г., конструкция приобрела уже другой вид.

На территории современной Украины много примеров изготовления иконостаса в стиле, который был характерен для церкви в Новом Свержене. В этом плане интересен иконостас Успенской церкви г. Львова и его история. Существует два иконостаса Успенской церкви – о более древнем есть упоминания в 1638 году (изготовлен в нач. XVI в.). В настоящее время он находится в церкви села Великие Грибовичи, общине довелось купить иконостас у униатов, продавших его, когда униаты решили заказать иконостас для Успенской церкви заново (1773 г.).  

Стоит обратить внимание также на иконостас Успенского собора Почаевской Лавры. Первоначальный вид нам известен по акварели Т. Шевченко.

В настоящее время продолжается работа над изготовлением иконостаса для церкви в Новом Свержене. Нашими сотрудниками была проделана огромная работа по подбору материала, историческим исследованиям эпохи, характерных черт архитектурных направлений соответствующего периода. Были учтены пожелания заказчика иконостаса из мрамора – настоятеля прихода в Новом Свержене.

http://www.kamengrand.com/nashiklienty/Stolbtsy/baner_ikonostas_stolbtsy_proekt.jpg

От иконостаса Успенской церкви XIX века остались лишь две фотографии.

   

Работа над проектом почти завершена.

Изготовление иконостаса из мрамора Изготовление мраморного иконостаса

Мы были рады стать причастными к восстановлению этого памятника архитектуры и гордимся проделанной работой. После того как иконостас будет изготовлен и установлен, его можно будет увидеть на нашем сайте.


Все изображения:

Все наши силы, знания и опыт мы вкладываем, чтобы каждый приход, даже в далекой глубинке мог получить заказ на свое имя прямо из Китая, - без риска и проблем, связанных с организацией международной поставки прямо к вратам храма.
Хотите сделать заказ, но не знаете с чего начать?

Отправьте заявку на консультацию с Вашими пожелания. Мы с радостью Вам поможем